Психолог Светлана Филяева объясняет — как помочь детям в случаях, когда в стране происходят террористические акты и чрезвычайные ситуации.
Акции памяти жертв теракта на станции метро «Технологический институт» в санкт-Петербурге, ТАСС/Дмитрий Lovetsky
3 апреля я имел регулярный доход, новости приходят в течение дня и во время консультаций родители уже начали спрашивать — говорить ли с детьми о терроризме, и, если говорить, то как.
Я работала с женщинами и детьми, пережившими обе войны в Чечне, с жителями Беслана, сейчас с кем-то, кто ушел от войны на Украине. Дети становятся свидетелями всего, что происходит в мире. И у детской психики источник гораздо больше, чем кажется — за поддержку и понимание со стороны, в зависимости от наличия возможности говорить о том, что происходит, травмирующий опыт компенсируется.
Почему я упоминаю об этой части своей работы, потому что чаще всего родители избегают говорить с детьми о терроризме, войне из-за страха, ужаса страшно раздражает вопрос.
И это ошибка — если умолчать о том, что происходит, существует высокая вероятность возникновения фобий и неврозов у детей, потому что они видят, тревожные лица взрослых, слышит разговоры или сообщения, чувствуют изменение настроения, но никто не объясняет, что произошло — и это самое страшное, потому что родитель прерывает контакт с ребенком, и ребенок находит опору, появляются табуированные темы, мир становится запутанным.
Теперь небольшие советы о том, как начать разговор.
Нужно разделить тему на возрастные категории — сосредоточить внимание на язык, идеи, потребности и опыт любого возраста. Сегодня я расскажу, как для дошкольников.
-
Этот совет будет универсальным для родителей детей всех возрастов — начните с себя.
Задайте себе вопрос — что для вас самое трудное сейчас? Если тревоги, страха, гнева столько, что он не дает интервью — познакомиться с кем-то из самых уравновешенных друзей, или обратиться за консультацией психолога. Акты насилия происходят неожиданно, это травма на всю компанию, и всем нужно время, чтобы справиться с этим опытом. -
Во время разговора не скрывайте свои чувства, говорите о них — это естественно, что в такой ситуации мы можем сердиться, тревожиться, чувствовать себя неуверенно.
-
Спросите ребенка, что в эти дни слышал, видел дома или вне дома, как ему казалось, — страшно, конечно, непонятно.
-
Скажи мне, в простых словах о мероприятии.
Затем найдите аналогия — известный и интуитивно понятный ребенок, персонаж из сказки, фильма, комикса — злодей, который замышляет недоброе. Вспомните, что сделал, и кто противостоял ему, как отреагировали другие участники истории, что они чувствовали, что делали, что им помогало справиться.
Вы можете рисовать эту историю, и спросите, какие чувства вызывает злой персонаж — но это чаще делаю, как психолог и арт-терапевт, мама и папа не стать своему ребенку психологом, так просто оставаться в рамках игры и дайте нам поддержку.
Да, и еще, назовите слово, по крайней мере, один или два раза — «терроризм», «террорист» , потому что из практики сказать, что ребенок слышит, например, «трактор» — и понятно, почему все так боятся.
После разговора, который может занять немного времени — пять минут, вы будете себя чувствовать облегчение, будет меньше беспокойства и у вас и у ребенка.
И важный момент — вы будете уверены, что ваш ребенок имеет правильную информацию от вас и не напугает никого из других детей, или ( чаще) для взрослых, в том числе средств массовой информации.
Цель этого небольшого интервью в том, чтобы вы были в контакте с ребенком, его эмоциями, так что это у меня есть простое объяснение новым задачам и чтобы ребенок знал, что к вам могут прийти с любой трудной проблемой в будущем.
После того, как вы обсуждали, что произошло, можно уже переходить к следующему этапу — безопасности, как вести себя в незнакомой ситуации, кого попросить о помощи, и так далее.
Источник: Друзей Filyaeva/Фейсбук